Государственно-частное партнерство предусматривает сотрудничество частного и публичного партнеров для достижения социально значимых и публично-правовых целей. В качестве объекта ГЧП выступает имущество, входящее в состав инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерной). Инфраструктура – это объекты, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения (сооружения, здания, системы, службы).
Сущность ГЧП заключается в передаче публичным партнером частному объектов для строительства, реконструкции, модернизации, обслуживания, эксплуатации. Целью такого взаимодействия являются:
- ускорение темпов социально-экономического развития;
- экономия бюджетных средств за счет распределения финансирования на более длинный период и привлечения средств частного инвестора;
- повышение эффективности использования бюджетных средств.
Проектный план исполняется в два этапа – затратный и доходный: сначала обе стороны вкладываются в объект, а затем начинают получать с него прибыль и возвращать инвестиции. ГЧП реализуется долгосрочно, поскольку необходимо дожидаться возврата средств, которые вложил частный инвестор. Средняя продолжительность времени, за которое удается реализовать проект государственно-частного партнерства, составляет 10 лет (из этого срока большую часть занимает доходных период).
В связи с такой продолжительностью и необходимостью формализации всех условий и распределения рисков между сторонами, сложность договорных отношений для таких проектов возрастает, ввиду чего требуется серьезная предпроектная, подготовительная, консультационная работа, постпроектная поддержка, которую берет на себя наша компания.
«Институт управления рисками» разрабатывает и реализует ГЧП-проекты, оптимально распределяя риски и обязанности между сторонами, исходя из того, какая сторона способна в лучшей степени им управлять. Реализация проектов ГЧП нашими специалистами позволяет повысить качество оказания услуг и снизить затраты при эксплуатации объектов инфраструктуры.
В разделе «Наши проекты» вы найдете солидные объекты, которые сопровождали наши специалисты:
- автомобильные дороги (объездные, платные, кольцевые);
- железные дороги;
- морские и речные порты;
- производственная и инженерная инфраструктура зданий и сооружений.
Сложности работы в сфере ГЧП
Механизм ГЧП в России находится на стадии апробации – на практике ведение и реализация проекта в государственно-частном партнерстве сложнее, чем на бумаге. Специалисты «Института управления рисками» работают с руководителями региона и организациями, представляющими интересы бизнеса, и ищут баланс их интересов.
Ведение проектов сопряжено с рядом проблем, которые мы стараемся урегулировать:
- наличие избыточного уклона в сторону PR и политических деклараций и ориентация на реальные экономические эффекты;
- наличие избыточных ограничений и требований;
- нарушение принципа равенства двух партнеров;
- отсутствие нормативной базы функционирования ГЧП;
- отсутствие у российских чиновников профессиональной правовой подготовки в разработке контрактов и т.д.
Две основные сложности, с которыми мы работаем:
- потребность во взвешенной бюджетной политике, грамотное бюджетное планирование во избежание чрезмерной нагрузки на государственный/муниципальный бюджет;
- потребность в появлении у властей новых управленческих компетенций – повышение профессионального уровня исполнителей, совершенствование систем закупок и контрактации.
Поиск грамотного соотношения между желанием бизнеса получить прибыль, желанием государства снять с себя все риски и конечной целью, заключающейся в увеличении качества и объема услуг государственного сектора, – это работа нашей компании. Мы не только помогаем сторонам правильно распределить инвестиции, но и вносим свой вклад в развитие и модернизацию сферы ГЧП.
Реализация проектов ГЧП – особенности разных договорно-правовых форм
На проработку отношений между органами государственного и муниципального управления и бизнесом влияет применяемая форма ГЧП – каждая из них имеет свои отличительные характеристики и нормативно-правовое поле.
Три законодательно регулируемых в РФ договорно-правовые формы:
- концессионные соглашения;
- соглашения о государственно-частном партнерстве;
- инвестиционный договор.
Концессионные соглашения опираются на Закон о концессиях. Частная сторона (концессионер) производит строительство/реконструкцию объекта, находящегося в собственности публичной стороны (концедента), затем передает объект в собственность публичной стороне, но оставляет за собой право владения и пользования. При этом на частную сторону могут возлагаться обязанности по уплате концессионной платы и подготовке проектной документации.
Соглашения о государственно-частном партнерстве опираются на региональный закон от ГЧП. В рамках этого соглашения существует множество моделей, каждая из которых находит свое применение – СВЭП, РВЭП, СВЭ, РВЭ, СВП, РВП, где С – строительство, В – владение, Э – эксплуатация, Р – реконструкция, П – передача. Сегодня наблюдается несоответствие положений соглашения о ГПЧ императивным нормам федерального законодательства. Тем не менее, наши специалисты способны даже на основе имеющейся базы качественно проработать соглашения и снизить риски.
Инвестиционный договор регламентирован в ст. 421 ГК РФ и Законе об инвестиционной деятельности. Публичный партнер в рамках этого соглашения может действовать следующим образом: предоставлять имущество во временное владение, пользование, собственность, софинансировать проект, предоставлять льготы, выдавать бюджетные гарантии. Преимуществами этой модели является гибкость в структурировании проекта и возможность реализовывать проекты ГЧП, когда концессионное соглашение неприменимо.
Проектирование и реализация ГЧП от «Института управления рисками»
Наши специалисты оказывают услуги по разработке концепции проекта и помогают ему реализоваться:
- определение правовых рисков;
- разработка «дорожной карты»;
- разработка проектов соглашений и их правовое сопровождение;
- разработка конкурсной документации, осуществление правового мониторинга соблюдения процедур конкурса;
- разработка корпоративной структуры;
- подготовка предложения о заключении соглашения;
- разработка финансово-экономической модели;
- расчет тарифов и финансовое сопровождение;
- анализ рисков, разработка комплекса предложений по их минимизации;
- разработка технико-экономического обоснования проекта;
- мониторинг и контроль исполнения;
- организация работы ответственных органов власти;
- работа с изменениями по соглашениям;
- решение споров сторон.
Чтобы получить полноценную первую консультацию по своему проекту и пообщаться со специалистами, позвоните по телефону +7 (499) 394 13-26. Мы работаем не только по Москве и области, но и по всей России.